37. Школа и педагогическая мысль в России с древнейших времён до XVIII в. («Поучение детям В. Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских»). Народная педагогика – исток научной педагогики.
Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений.
Истоки народной педагогики, идеалы и ценности воспитания древних славян находятся в сказках, былинах, песнях, преданиях, народных приметах и др. Они воспевали подвиги богатырей, защищавших русскую землю, воспитывали уважение к труду, гордость за свое отечество, формировали патриотическое сознание и нравственные идеалы. Затем, с появлением письменности, они обрели не иносказательную форму и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.
Утверждение православия на Руси в 988г. привело к его влиянию на развитие образования и педагогической мысли. Появляются первые русские школы, не только элементарные, но и повышенного типа, которые способствующие достаточно широкому распространению грамотности в русских городах, просвещению. Содержание простого начального обучения ограничивалось обучением грамоте и счету, в то время как повышенное «книжное» учение ориентировалось на византийские традиции. При княжеских дворцах создавались учреждения повышенного уровня, в которых учеников учили грамматике, диалектике и риторике («витийству»).
Особо интересно «Поучение детям» Вл. Мономаха, которое автор адресовал своим Детям и всем, кто захочет его выслушать. Большое место в памятнике древнерусской «учительной» литературы отведено прославлению труда и борьбе с ленностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять главное мужское дело — защищать родную землю, не давать в обиду своих подданных. Указывал на необходимость для будущего правителя разностороннего книжного учения. В его представлении, идеал человека княжеского положения включал такие качества, как осторожность, взаимная уступчивость, послушание и «покорение» старшим, уважение прав младших, которые должны были стать основой единения Руси. «Поучение» содержит многочисленные цитаты из Псалтири, из «Поучения» Василия Великого и др. памятников книжности.
«Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т. е. вежливого обращения).
Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая "книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе - среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила благонравия – “благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во. время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.
Советы Епифания Славинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнуты любовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием.
Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некоторые своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить ее отличительные черты.
Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III век н.э.) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики.
Великим педагогом разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.
Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять физические наказания в семье и.т.д.
38. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке(просветительные реформы Петра I, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, А.Н. Радищев).
Развитию просвещения и образованности в Росси XVIII столетия способствовала целая плеяда высокообразованных, преданных своей Родине ученых и педагогов. Они внесли неоценимый вклад в развитие русской школы и мировой педагогической мысли.
Наиболее известным среди этих деятелей просвещения является М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.)
Проявляя заботу о распространении просвещения в России, М.В. Ломоносов настаивал на создании в столице университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом, и в 1775 году по собственному проекту академика был организован Московский университет, носящий и ныне имя М.В. Ломоносова.
Способствовал развитию образования в России М.В. Им создано много научных работ. Наиболее известными с педагогической точки зрения являются: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий».
М.В. Ломоносов уделял внимание педагогическим вопросам, организации обучения и воспитания, справедливо полагая, что создать благие условия для жизни сограждан, улучшить положение народа можно посредством распространения культуры и просвещения. Ученый постоянно подавал прошения Сенату о разрешении бессословной системы образования вплоть до университета.
Цели воспитания он связывал с формированием человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.
Разносторонний ученый одним из первых в России разрабатывал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.
Как ученый-материалист, Ломоносов в плане методологических подходов к организации педагогического процесса был сторонником принципа природосообразности в обучении и воспитании. По его мнению, воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка, что подтверждает высказывание: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.
В период правления в России императрицы Екатерины II огромную роль в развитии просвещения и педагогической мысли сыграл Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), государственный деятель, создатель закона «о воспитании обоего пола юношества» (1764). В законе говорилось о необходимости воспитать в стране «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5 – 6 лет до 18-летнего возраста. Бецкой реорганизовал систему обучения детей разных сословий, не было таких учебных заведений только для детей крепостных крестьян. В период его образовательно-просветительской деятельности были созданы Академия художеств, Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для девочек с отделением для девочек из мещанского сословия.
Педагогические взгляды И.И. Бецкого основывались на идеях обучения и воспитания английского философа и педагога Дж. Локка. Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада, поэтому в своих педагогических докладах и уставах учебных заведений («Генеральный план воспитательного дома» (1764), «Краткое наставление… о воспитании детей») трактует вопросы физического, умственного и нравственного воспитания в свете педагогических идей Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Следует отметить, что созданная И.И. Бецким система воспитания и обучения в закрытых учебных заведениях была оторвана от жизни и далеко не всегда давала желаемые педагогические результаты.
Известен как педагогический деятель России XVIII века журналист, публицист, издатель (впервые в России стал издавать детский журнал «Детское чтение для сердца и разума) Николай Иванович Новиков (1744 - 1818). Свои педагогические взгляды он изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Считал основными направлениями воспитательной работы педагогов телесное (физическое), нравственное и умственное воспитание, ратовал за общедоступность образования в России. Большой заслугой Н.И. Новикова явилось введение в научный обиход русских ученых термина «педагогика», выявление сущности педагогики как науки, ее общественного значения.
В истории педагогики в России изучаемого периода известны педагогические взгляды и деятельность Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814) – сербскохорватский мыслитель и педагог, последователь Я.А. Коменского. Янкович прибыл в Россию для работы в "Комиссии об учреждении народных училищ". Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. В соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, учебные заведения находились вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных граждан, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли.
Подобно Ж.-Ж. Руссо, поклонником которого был А.Н. Радищев, писатель связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов Отечества", требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.
39. Развитие государственной системы образования и педагогической мысли в России в XIX веке(школьные уставы 1804, 1828 гг., образовательные реформы во второй половине XIX вв.).
В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения. Таким образом, сделана попытка создать централизованное управление народным образованием.
В 1804 году приняты два документа, которые определили весьма либеральную реформу в области народного просвещения. Это "Устав университетов" и "Устав учебных заведений, подведомственных университетам". Студентам рекомендуется особенно внимательно ознакомиться с содержанием перечисленных документов.
Согласно уставам, в России учреждалось шесть учебных округов. В каждом учебном округе должен был быть университет. Уставы описывали довольно стройную школьную систему, состоящую из четырех ступеней.
1. Приходские училища. Устраивались в городах и селениях, в каждом приходе. Срок обучения - один год. Цель: "доставлять детям земледельческих и других состояний сведения им приличные и приготовлять детей к прохождению курса уездного училища". Содержание образования: грамота, закон божий, книга "Краткое наставление о сельском домоводстве...". Училища содержались на средства прихода, помещика, крестьянской общины.
2. Уездные училища. Устраивались в каждом уездном городе. Срок обучения - два года. Цель: "открыть детям различного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности, подготовлять детей к обучению в гимназии". Содержание образования: закон божий, русская грамматика, чистописание, правила слога, география, история, арифметика, начальные сведения из геометрии, физики, естествознания, краеведение, рисование, нравоучение. Училища содержались на государственные средства.
3. Гимназии. Устраивались в каждом губернском городе на базе главных народных училищ. Срок обучения - четыре года. Цель: дать законченное образование, необходимое для "благовоспитанного человека", подготовить юношей к университетскому курсу. Содержание образования: латинский, немецкий, французский языки, история, география, статистика, философия, словесность, политэкономия, математика, физика, естествознание, коммерческие науки, рисование. Гимназии содержались на государственные средства.
4. Университеты. Открывались в каждом учебном округе. Срок обучения - около четырех лет. Цель: дать высшее специальное образование. Имели три факультета - философский, юридический, медицинский. Содержались на государственные средства.
Каковы же особенности школьного устава 1804 года? Их несколько. Устав декларировал бессословность и бесплатность каждой ступени образования. Им устанавливалась автономность и в то же время преемственная связь между ступенями обучения. Запрещались телесные наказания. Учитывались особенности той местности, где находилась школа. Утверждалось государственное финансирование учебных заведений, начиная с уездных училищ. По-прежнему сохранялась энциклопедичность образования, его практицизм. В учебных курсах средней и высшей школы отсутствовали закон божий и русский язык.
1828 г. — принят устав о начальных и средних школах, в нем подтверждалась существовавшая трехуровневая система образования и провозглашался принцип «Каждому сословию — свой уровень образования». Приходские училища — для низших сословий, уездные училища — для купцов, ремесленников и прочих городских обывателей, гимназии — для дворян и чиновничества.
Во второй половине XIX в. не было ни одной стабильной государственной политики в сфере образования — ее и не могло быть, так как на протяжении этого сложного периода российской истории неоднократно менялись политические курсы. Более масштабные политические доминанты требовали соответствующей образовательной политики.
И все же в целом курс российского образования пролегал в русле эволюционного развития. Естественно, что тактики прохождения по этому курсу были различными. Прогрессивная линия связана с деятельностью министра народного просвещения Александра Васильевича Головнина (1821—1886), имевшего ярко выраженные либеральные убеждения.
Возглавив в конце 1861 г. Министерство народного просвещения, Головнин приступил к реформированию системы управления образованием. Было реорганизовано само министерство — оно превратилось в компактный и действенный орган. Сторонник децентрализации управления, Головнин расширил компетенцию попечителей учебных округов, передав в регионы ряд властных полномочий.
Все это позволило министерству сосредоточиться на магистральной задаче по формированию новой законодательной и программно-методической базы образования, необходимость которой стала насущной после отмены крепостного права. Подготовка этих важнейших документов проходила в атмосфере широкой гласности.
Неудивительно, что именно на первую половину 1860-х гг. приходится апогей общественно-педагогического движения. В обстановке гласности разворачивает свою деятельность педагогическая журналистика. Важным шагом вперед по демократизации сферы образования стало данное министерством разрешение на проведение педагогических съездов.
Все это обусловило большой конструктивный и прогностичный потенциал законов, основывающих систему российского образования на принципах всесословности и демократичности. Согласно Университетскому уставу (1863) вводилась существенная автономия университетов. Ректор выбирался университетским советом, состоящим из профессоров, другие должности — деканов, профессоров — занимались в результате выборов или по конкурсу. Всей учебной работой руководил университетский совет во главе с ректором. В университетах создавались четыре факультета: физико-математический, медицинский, историко-филологический и юридический. Заботой о научном потенциале страны была вызвана деятельность министерства по отправлению для стажировки за границей более 200 выпускников университетов.
Программа преобразований в сфере общего образования получила свое воплощение в Уставе гимназий и прогимназий, утвержденном 19 ноября 1864 г.
Срок обучения составлял 7 лет. Содержание образования носило в основном общий характер, но имело понятную специфику. В реальных гимназиях вместо древних языков преподавались в существенно большем объеме естественные науки и черчение. Однако не в этом заключалось главное отличие. Выпускники реальных гимназий были лишены права свободного поступления в университет (для этого они должны были сдавать экзамены по латинскому языку) и могли рассчитывать на обучение в высшей специальной школе.
В Уставе содержалось много прогрессивных для своего времени положений: провозглашался принцип общечеловеческого образования — всесословности школы (т.е. снимались ограничения для поступления); рекомендовалось использовать новые продуктивные методы обучения, учитывающие возрастные особенности учеников; отменялись телесные наказания как «самое дурное и самое ненадежное средство для воспитания человека». Существенно расширялись права педагогических советов при утверждении программ по предметам. Учителю предоставлялось больше самостоятельности в плане совершенствования учебно-воспитательного процесса, вплоть до права составления своей программы.
Вместе с тем обучение в гимназии оставалось платным, что вводило ограничения имущественного плана. Правда, существовал и порядок освобождения от оплаты для детей малоимущих родителей (их количество не могло превышать 10% общего числа учеников). Характерно, что от оплаты полностью освобождались дети педагогов, имевших выслугу свыше.
40. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. «О пользе педагогической литературы». « Человек как предмет воспитания».
Крупнейшим представителем русской педагогики XIX в. был Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870). Характер его педагогических идей и взглядов хорошо обозначен уже в названиях его важнейших работ: «О пользе педагогической литературы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869) и др.
К.Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России, так как он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук.
По мнению педагога, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитать всесторонне развитого человека, она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский назвал «антропологическими», – философия, политэкономия, история, психология, анатомия, физиология и др. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, раскрыты в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869). Основываясь на антропологическом подходе в осмыслении процессов физического и психического развития, Ушинский разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В ней раскрыты принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский придавал большое значение принципам наглядности, прочности и основательности обучения. Им разработана методика повторения учебного материала. Он внес вклад в развитие теории урока, разработав структуру его организации и типологию.
Научность отобранного учебного материала сочеталась с доступностью и яркостью изложения.
Он внес большой вклад в разработку теории и методики обучения и обосновал двуединый характер обучения и воспитания. Важнейшими принципами его педагогической системы являются: 1) антропологический («все общественные явления выходят из частных психических явлений»); 2) народности (приоритет родного языка как предмета школьного образования.
Родной язык должен стать основным предметом преподавания в школе. Система воспитания, построенная на национальных традициях, развивает в детях патриотизм, гражданственность, национальную гордость. С раннего детства в семье, школе ребенок должен усваивать родной язык, культуру; важно знакомить детей с произведениями устного народного творчества. Основной целью воспитания считал духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.
Основные принципы воспитания:
· народность;
· христианская духовность;
· научность.
Основные задачи школьного воспитания:
· нравственное воспитание школьников;
· сближение религиозного и светского образования;
· воспитание у ребенка любви к труду;
· воспитание патриотических чувств.
45. Система педагогических взглядов и опыта выдающегося советского педагога А.С.Макаренко.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) подверг острой критике традиционную педагогику. Он писал, что она металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».
В те годы, когда Макаренко начинал свою работу в колонии имени Горького, многие педагоги не освободились еще от отношения к детям в духе «свободного воспитания». Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми. «Дети — цветы жизни»,— любили повторять педагоги и многие родители, однако, многие из них не задумывались, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Некритичное следование теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность, считал Макаренко. В обращении необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.
Гуманизм, проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.
С идеей гуманизма у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.
Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.
Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Педагогика определяет цель воспитания как подготовку всесторонне развитых членов общества. Макаренко конкретизировал эту цель и говорил о необходимости воспитать патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.
Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Большое место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.
Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив — часть общества.
Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» — прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».
Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т.п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии и коммуны имени
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представать как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.
ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Л. И. БОЖОВИЧ
ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА БОЖОВИЧ Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — доктор психологических наук, профессор, специалист по возрастной психологии и психологии личности, долгие годы возглавлявшая лабораторию в Психологическом институте Российской академии образования. Биография Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В 1920-30-е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной в...
Комментарии
Отправить комментарий